Италия, с лёгким оттенком Швейцарии
Добавлено: 23 авг 2017 21:35
«Видел я эту Италию на карте – сапог сапогом» - примерно так, словами персонажа Леонида Броневого, думал я, когда Марина говорила, что не мешало бы посетить эту солнечную страну. Ну что там можно делать велотуристу? Европа представлялась неким дорогим тортиком в красивой упаковке – взгляд цепляется, а покупать денег жалко, да и есть явно не понравится – всё чересчур рафинированное, с красителями и консервантами, подстрижено-закатанное в асфальт, плоское, зазаборенное и запрещённое. Не применимо в общем, для нашего свободолюбивого велотурдела. Нам бы что попроще да повкуснее – как ржаного хлеба с молоком.
Но Марина в Италию хотела. И тут я вспомнил, что, кажется, там есть какие-то горы. Глянул – Альпы называются. Тыкнул гугломашиной там и сям – Господи, как же красиво везде! Тут всё и решилось. Нарисовали себе маршрут, попутно зацепив соседнюю Швейцарию, и испугались – подъёмы не хилые, постоянные – не расслабишься. Но сказали себе: пройдём сами, безо всяких такси, попуток и поездов (см. про Шри-Ланку и Чили). И прошли. Где-то ещё и ехали, и ползли, и неслись со свистом в ушах, рискуя не вписаться в очередной поворот горного серпантина.
Впечатления, итоги, и наблюдения получились следующие:
На Марсе жизнь есть. Т.е. : в той местности велотуристическая жизнь вполне возможна. Путешествуется замечательно, повсеместно оборудованы источники воды, источники еды в виде различных магазинов тоже присутствуют. С последними правда некоторая засада – по выходным не работают, а перерывы на обед часа по три-четыре. Поэтому ели мы по будням, иногда.
Альпы, конечно, не Монголия, где рай для палаточного туризма, но свой зелёный домик мы приткнуть умудрялись ежевечерне. И не кое-как, а со вкусом. А любим мы ночевать скрытно, уютно, и по возможности красиво. Иногда не ленились возвращаться на пару-пятёрку километров назад, не найдя стоянки и зная, что она была раньше. В очередной раз убедился в удобстве путешествия вдвоём – в основном хороший пятачок находился ровно под одну палатку. Пересечённая местность, панимаешь. Местность пересечена и речками/ручейками, но мы взяли за правило заправляться водой по вечерам, дабы не зависеть от их наличия и доступности. И это часто нас выручало.
Прилетев в Милан, поселились на два дня в отеле на окраине, на чердачке, под самой крышей. Рядом обнаружился большой магазин с огромным выбором итальянского вина. Вино порой было бессовестно дешёвым. Походный план оказался под угрозой срыва. Ситуацию спас ценник на проживание – оставаться дольше по тем расценкам в бюджете поездки прописано не было.
Кстати про Милан. Много летал я или мало, но нигде раньше не встречал платных тележек в аэропортах. Не в залог как в «Ашане», а именно плата за пользование. Два евро. Не могли мы себе позволить пойти на поводу у такого безобразия, таскали багаж руками, челночили, проклинали алчный западный капитализм.
Летающих кровососов в горах нет (три с половиной хобота не в счёт), а вот ползающих… Ночевали однажды в нацпарке «Доломиты» на озере Мис, очень напоминающем чилийское Ризопатрон. И пошёл я утром в близлежащие кусты. Вернулся – ноги по колено в пыли. А пыль-то шевелится! Пригляделся – чуть в обморок не упал: клещи, микроскопические, и их тьма! За свою походную жизнь я посетил уже много различных кустов и этих тварей навидался, в том числе мелких, но не настолько. Таких, при плохом зрении, можно вообще не различить! Пишу эти строчки, а в голове «инкубационный период до одного месяца…» Наверное, успею дописать.
На другой стоянке нас ожидало нашествие тварей бОльшего размера. Даже слишком большого. Нас атаковали огромные слизняки! Их было столько, что если б собрать и пожарить с картошкой, то вышла бы целая сковородка. Уделали они нам за ночь всё, что смогли уделать. Теперь я знаю, из чего делают резиновый клей. Эту мерзкую слизь никак не удавалось ни оттереть, ни отмыть, ни соскоблить. Вопрос покупки новой палатки, до этого маячивший на горизонте далёким миражом, вдруг отчётливо и явно нарисовался замысловатыми закрученными узорами, иногда тупо прямыми линиями, а порой жутко противными пятнами этой гадости. И всё это радужно сверкало и искрилось в лучах безмятежного утреннего итальянского солнца. Обычно нашими гостями (или хозяевами?) на ночёвках были мотыльки, непременно стремящиеся залезть в лицо под налобным фонариком, и мы невольно напевали песенку Софии Ротару «Ты мой ночной мотылёк», но в результате этого чрезвычайного происшествия она зазвучала у нас в новом формате: «Ты мой ночной слизнячок».
Ах, эти старые швейцарские домики! С глубокими маленькими окошками, сделанными не по линейке, привносящими в мир краски живых цветов, растущих на подоконниках; с неровными, назло строительному отвесу сделанными не вертикально стенами; со срезанными углами, дабы не зацепилась за дом проезжающая мимо повозка с хворостом… В Норвегии очень понравились крыши с растущей на них травой, вот если такую нахлобучить на швейцарский домик, то получится прям жилище мечты, не меньше. Приглянулись домики ещё до поездки, по фоткам, и вот теперь мы специально заезжаем в маленькие городки по пути, гуляем по узким извилистым мощёным древним камнем улочкам, заглядываем во дворики за низкими сводчатыми арками и в приоткрытые двери строений… Невероятно милы эти крохотные швейцарские городки! Так бы и остался там жить, хоть коров бы пас! А что? Красивая природа, чистый воздух, молоко свежее опять-таки. А хлеб в Швейцарии очень вкусный.
Швейцарцы ненормальные. Они пылесосят горы. Вот встречаются иногда у нас машины, подметающие улицы и засасывающие подметённое в себя. У них такие машины ездят по горным дорогам, вдали от населённых пунктов! Или: скосили траву на обочинах. Нормально, у нас тоже косят. Так там после этого идёт дяденька с мотосоплом и сдувает всё до травинки с асфальта. Вот нафига, скажите, это нужно в лесу?
А ещё они бедные. У них нет денег на забор вокруг аэропорта. Вот есть там Энгадин, где садятся, в т.ч. и реактивные самолёты. Аэровокзал, взлётка, и всё. Ни тебе колючки, ни охраны. А как же круто, наверное, заехать на джипе на ВПП и показать всем свою удаль! Не догадываются, видимо. Ещё и ограниченные значит.
В честь нашего приезда в Швейцарию, 1 августа, в стране был объявлен праздник. Была у нас по плану закупка провизии в большом магазине, считающемся дешёвым. Приехали – закрыт. А должен работать. Праздник сегодня. Даже в булочки в соседней пекарне понавтыкали флажков с крестом, я не говорю уж про улицы и дома, сплошь разуфлаженные. А вечером дали фейерверк. Ну что ж, спасибо, приятно, но мы-то ещё поесть хотели…
Грибов, как в Норвегии, увы, там не накосишь, зато ежевики – от пуза. Были некоторые опасения за результаты пищеварения, после поглощения её, непривычной, в таких количествах - держали наготове, как снятый с предохранителя маузер, рулон страховочной ленты. Обошлось, организмы бунт не поднимали.
И в Италии и в Швейцарии бензин бесплатный. По крайней мере с нас не брали денег все водители, которых мы просили заправить наш кухонный баллон. Grazie и danke, люди добрые!
Любят там велосипед. Шоссейный, в основном. Гоняют туда-сюда, наверное, сотнями, эти пёстрые тощие товарищи, и подруги товарищей тоже гоняют. Иногда не очень тощие. Издержки этой массовой любви – обочины завалены упаковками от гелей. Значит, на допинге гоняют. А мы-то удивлялись поначалу, когда нас, как стоящих, на подъёмах обходили. Ах да, у нас же ещё чемоданы…
Понятием «велодорожка» для меня раньше была отмеченная краской полоса асфальта на набережной, но там я был вынужден проникнуться всем глубинным смыслом этого слова, и снять каску перед проектировщиками и строителями. Бегущая между городками, в стороне от автодороги, по красивым спокойным местам, снабжённая лавочками/столиками с фонтанчиками… Живут же люди!
После каждого большого спуска мы не разговаривали. И это были не ссоры, это были уши. Они отказывались слышать. За короткое время сбрасывалась большая высота, разница давления плющила кроме ушей и полуторалитровые бутылки на рамах. С бутылками всё просто: отвинтил крышечку – и порядок, а вот в ушах крышечек-то нет.
Живя в тех краях, можно экономить, не покупая часы. Все старые башни с колоколами и часами исправно бьют каждый час, если не полчаса даже. И очень хорошо, что отсчёт времени ночью начинается с одного часа, надо только перетерпеть полночь, когда эти замечательные колокола, умеющие по воскресеньям играть ещё и музыку, отсчитают двенадцать ударов.
Московский друг Женя говорит про меня, что куда бы я ни приехал, везде идёт дождь. Эта традиция, честно говоря, задолбала уже. Готовясь в очередной раз вызывать своим приездом аномальный циклон, закупили новые мембранные куртки. И мы нисколько не огорчились, протаскав их практически зря весь поход. Уж лучше так, чем как часто бывало прежде. Нет, дожди, конечно, были. Они поливали, гроза грозила, и даже град градил. Но всё было в меру приличия, нарушив, так сказать, обычный ход вещей. Но куртки продавать мы не станем, тенденция ещё не выявлена.
Кемпинги мы не уважаем. И даже если б они были бесплатными, мы бы в них не стремились. Но один пришлось забронировать, под Венецией, на пару ночей. Оставить велосы и гулять без них штоб. И это было что-то. Я сейчас не про Венецию, я про кемпинг. Спать там не было принято в принципе. Когда у одних кончалось бухло, оно ещё было у других. Когда кончалось и у этих, те первые, видимо, где-то уже находили его снова. Когда всем надоедало пить, их вдруг начинали жрать комары, и они неистово лупили по стенам тентовых домиков, типа торговая палатка, на два койкоместа. Домики были связаны между собой веревками, на которых сушились веломайки с труселями. Тряска передавалась по веревкам на наш, труселя подпрыгивали, мы матерились. Когда все комары были перебиты, начиналась белая горячка в следующем домике. К этому домику по очереди шли все, кто мог передвигаться, и узнавали, что дама желает воды. Когда дама, наконец, успокаивалась, наступало часовое затишье. Затем начинали шевелиться уже те, кто не принимал участия в ночном бдении, и кому надо встать пораньше и уехать. Это были незабываемые ночи. И оплаченные в евро, хотя очень хотелось, чтобы евро заплатили нам, за страдания.
Неполиткорректный абзац. Европе в будущем придёт абзац. Это уже сейчас чувствуется. Назовём их «иностранцами». Я не про велотуристов . Сидят на газонах, ничего не делают, музыку громко гоняют. Чувствуют себя уверенно. Кто работает? Коренные. Водитель городского автобуса – молодая красивая итальянская девушка, матрос на вапоретто в Венеции, ловящий толстым канатом-швартовым причал – девушка, уборщики туалета в аэропорте и мусора в Венеции, толкающие огромные тележки впереди себя, и выглядящие порой очень харизматично со своими прическами и наколками – итальянские парни, достойные объективов уличных фотографов. Им не платят пособие, им приходится работать. И платить сидящим на газонах.
Весь наш маршрут нам очень понравился. Ну прям здорово всё придумали. Красотень – заглядень! Когда я только начал думать, куда направить колёса, и спросил совета у бывавшего в тех краях приятеля, то узнал, что народ массово ездит по трансальпийскому веломаршруту Аугуста. И мы тоже по нему проехали. Целых два с половиной километра! Нет, педалить по населенной долине, между заборов и огородов мы не хотим.
Если кто будет колесить в тех краях, особо выделю некоторые замечательные участки по нашему пути:
- Горный лесной грунтовый участок перед Цернец, позволивший перенестись в мир тишины и уединения. Там у нас случилась самая уютная стоянка в походе. Компанию лишь изредка составляли игрушечные узкоколейные швейцарские поезда на электрической тяге, пробегающие у нас под ногами и юрко ныряющие в норку туннеля.
- Дорога от Санта-Мария, после перевала 2500 мнум спускающаяся красивым видовым серпантином с чудесными туннелями в Бормио.
- Дорога от Санта-Катерина, после перевала 2652 мнум становящаяся вдруг тихой дорожкой, балансирующей на краю обрыва и не имеющей ограждений. Виды с неё открываются завораживающие, и мы не смогли отказать себе в удовольствии заночевать в этой красоте - нажали на тормоза и приземлились раньше обычного. У этой дороги есть трагическая страница в истории – в 1954 году там сорвался грузовик с людьми в кузове, много погибло. Сейчас на том опасном участке пробили туннель, на месте катастрофы – мемориал.
- Подъём из долины реки Адидже по бывшей железной дороге. Как известно, паровозы менее мощные создания, чем велосипедисты, поэтому уклоны для первых делают положе, чем на велодорожках. Лезть в гору по насыпи, где раньше стучали поезда – лёгкая прогулка (но мы там немного срезали круто в горку). А там ещё и картины долины, и мосты, и туннели с освещением от датчиков движения! И это всё теперь для нас, для велосипедистов! Ну дайте мне вид на жительство в Италии!
- Участок дороги по нацпарку «Доломиты» перед озером Мис. Едешь себе едешь быстро вниз, и вдруг внезапно дорога сжимается со всех сторон скалами, вынужденно виляя по единственно возможному пути – узкому ущелью с недоступной рекой, несущей свои бирюзовые воды в озеро.
С сожалением наблюдаю, что путешествовать с велосом становится проблемнее. Всё больше и больше препонов на пути. Вот и родной «Аэрофлот» чинит пакости. Всего одно место багажа. Нарядили мы свои велосы, как новогодние ёлки – тут и спальничек на нём, и палаточка. Внизу, под ёлкой, как и полагается, дед Мороз со Снегуркой – походный котёл и горелка. Сдали ёлки в багаж, но это полбеды. Ручную кладь строго калибруют по габаритам. А рамка у них античеловечно узкая. А мы-то не по туру в Турцию едем, у нас автономка. Кое-как, с нервотрёпками и физическими усилиями по запихиванию кульков в эту нечеловеческую рамку, нам удавалось получать посадочные талоны. И в Самаре, и в Венеции.
Подлетая к Курумочу, выглянул в окошко. Затосковалось. Какой же скучный ландшафт здесь у нас!.. Самолет пошел на разворот над Жигулёвскими горами, едва не задев крылом ретрансляционную вышку, торчащую там, как будто вдруг показав, что не всё так плохо, вот же есть и здесь так называемая «Волжская Швейцария». Да, есть, и как раз тут-то всё и начиналось, пятнадцать с лишним лет назад, когда вылазка в Самарскую Луку воспринималась как поездка на край света, но не видишь ты это ежедневно, да и просто не поедешь уже…
Вот здесь мы крутили, топали, толкали и жали на тормоза: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dllrvhjhennxzagw
Любит Марина покупать вкусняшки и терять привязанные снаружи тапочки, поэтому мы отъезжали в сторону за первыми и назад за вторыми, и в итоге накрутили 705 километров.
Но Марина в Италию хотела. И тут я вспомнил, что, кажется, там есть какие-то горы. Глянул – Альпы называются. Тыкнул гугломашиной там и сям – Господи, как же красиво везде! Тут всё и решилось. Нарисовали себе маршрут, попутно зацепив соседнюю Швейцарию, и испугались – подъёмы не хилые, постоянные – не расслабишься. Но сказали себе: пройдём сами, безо всяких такси, попуток и поездов (см. про Шри-Ланку и Чили). И прошли. Где-то ещё и ехали, и ползли, и неслись со свистом в ушах, рискуя не вписаться в очередной поворот горного серпантина.
Впечатления, итоги, и наблюдения получились следующие:
На Марсе жизнь есть. Т.е. : в той местности велотуристическая жизнь вполне возможна. Путешествуется замечательно, повсеместно оборудованы источники воды, источники еды в виде различных магазинов тоже присутствуют. С последними правда некоторая засада – по выходным не работают, а перерывы на обед часа по три-четыре. Поэтому ели мы по будням, иногда.
Альпы, конечно, не Монголия, где рай для палаточного туризма, но свой зелёный домик мы приткнуть умудрялись ежевечерне. И не кое-как, а со вкусом. А любим мы ночевать скрытно, уютно, и по возможности красиво. Иногда не ленились возвращаться на пару-пятёрку километров назад, не найдя стоянки и зная, что она была раньше. В очередной раз убедился в удобстве путешествия вдвоём – в основном хороший пятачок находился ровно под одну палатку. Пересечённая местность, панимаешь. Местность пересечена и речками/ручейками, но мы взяли за правило заправляться водой по вечерам, дабы не зависеть от их наличия и доступности. И это часто нас выручало.
Прилетев в Милан, поселились на два дня в отеле на окраине, на чердачке, под самой крышей. Рядом обнаружился большой магазин с огромным выбором итальянского вина. Вино порой было бессовестно дешёвым. Походный план оказался под угрозой срыва. Ситуацию спас ценник на проживание – оставаться дольше по тем расценкам в бюджете поездки прописано не было.
Кстати про Милан. Много летал я или мало, но нигде раньше не встречал платных тележек в аэропортах. Не в залог как в «Ашане», а именно плата за пользование. Два евро. Не могли мы себе позволить пойти на поводу у такого безобразия, таскали багаж руками, челночили, проклинали алчный западный капитализм.
Летающих кровососов в горах нет (три с половиной хобота не в счёт), а вот ползающих… Ночевали однажды в нацпарке «Доломиты» на озере Мис, очень напоминающем чилийское Ризопатрон. И пошёл я утром в близлежащие кусты. Вернулся – ноги по колено в пыли. А пыль-то шевелится! Пригляделся – чуть в обморок не упал: клещи, микроскопические, и их тьма! За свою походную жизнь я посетил уже много различных кустов и этих тварей навидался, в том числе мелких, но не настолько. Таких, при плохом зрении, можно вообще не различить! Пишу эти строчки, а в голове «инкубационный период до одного месяца…» Наверное, успею дописать.
На другой стоянке нас ожидало нашествие тварей бОльшего размера. Даже слишком большого. Нас атаковали огромные слизняки! Их было столько, что если б собрать и пожарить с картошкой, то вышла бы целая сковородка. Уделали они нам за ночь всё, что смогли уделать. Теперь я знаю, из чего делают резиновый клей. Эту мерзкую слизь никак не удавалось ни оттереть, ни отмыть, ни соскоблить. Вопрос покупки новой палатки, до этого маячивший на горизонте далёким миражом, вдруг отчётливо и явно нарисовался замысловатыми закрученными узорами, иногда тупо прямыми линиями, а порой жутко противными пятнами этой гадости. И всё это радужно сверкало и искрилось в лучах безмятежного утреннего итальянского солнца. Обычно нашими гостями (или хозяевами?) на ночёвках были мотыльки, непременно стремящиеся залезть в лицо под налобным фонариком, и мы невольно напевали песенку Софии Ротару «Ты мой ночной мотылёк», но в результате этого чрезвычайного происшествия она зазвучала у нас в новом формате: «Ты мой ночной слизнячок».
Ах, эти старые швейцарские домики! С глубокими маленькими окошками, сделанными не по линейке, привносящими в мир краски живых цветов, растущих на подоконниках; с неровными, назло строительному отвесу сделанными не вертикально стенами; со срезанными углами, дабы не зацепилась за дом проезжающая мимо повозка с хворостом… В Норвегии очень понравились крыши с растущей на них травой, вот если такую нахлобучить на швейцарский домик, то получится прям жилище мечты, не меньше. Приглянулись домики ещё до поездки, по фоткам, и вот теперь мы специально заезжаем в маленькие городки по пути, гуляем по узким извилистым мощёным древним камнем улочкам, заглядываем во дворики за низкими сводчатыми арками и в приоткрытые двери строений… Невероятно милы эти крохотные швейцарские городки! Так бы и остался там жить, хоть коров бы пас! А что? Красивая природа, чистый воздух, молоко свежее опять-таки. А хлеб в Швейцарии очень вкусный.
Швейцарцы ненормальные. Они пылесосят горы. Вот встречаются иногда у нас машины, подметающие улицы и засасывающие подметённое в себя. У них такие машины ездят по горным дорогам, вдали от населённых пунктов! Или: скосили траву на обочинах. Нормально, у нас тоже косят. Так там после этого идёт дяденька с мотосоплом и сдувает всё до травинки с асфальта. Вот нафига, скажите, это нужно в лесу?
А ещё они бедные. У них нет денег на забор вокруг аэропорта. Вот есть там Энгадин, где садятся, в т.ч. и реактивные самолёты. Аэровокзал, взлётка, и всё. Ни тебе колючки, ни охраны. А как же круто, наверное, заехать на джипе на ВПП и показать всем свою удаль! Не догадываются, видимо. Ещё и ограниченные значит.
В честь нашего приезда в Швейцарию, 1 августа, в стране был объявлен праздник. Была у нас по плану закупка провизии в большом магазине, считающемся дешёвым. Приехали – закрыт. А должен работать. Праздник сегодня. Даже в булочки в соседней пекарне понавтыкали флажков с крестом, я не говорю уж про улицы и дома, сплошь разуфлаженные. А вечером дали фейерверк. Ну что ж, спасибо, приятно, но мы-то ещё поесть хотели…
Грибов, как в Норвегии, увы, там не накосишь, зато ежевики – от пуза. Были некоторые опасения за результаты пищеварения, после поглощения её, непривычной, в таких количествах - держали наготове, как снятый с предохранителя маузер, рулон страховочной ленты. Обошлось, организмы бунт не поднимали.
И в Италии и в Швейцарии бензин бесплатный. По крайней мере с нас не брали денег все водители, которых мы просили заправить наш кухонный баллон. Grazie и danke, люди добрые!
Любят там велосипед. Шоссейный, в основном. Гоняют туда-сюда, наверное, сотнями, эти пёстрые тощие товарищи, и подруги товарищей тоже гоняют. Иногда не очень тощие. Издержки этой массовой любви – обочины завалены упаковками от гелей. Значит, на допинге гоняют. А мы-то удивлялись поначалу, когда нас, как стоящих, на подъёмах обходили. Ах да, у нас же ещё чемоданы…
Понятием «велодорожка» для меня раньше была отмеченная краской полоса асфальта на набережной, но там я был вынужден проникнуться всем глубинным смыслом этого слова, и снять каску перед проектировщиками и строителями. Бегущая между городками, в стороне от автодороги, по красивым спокойным местам, снабжённая лавочками/столиками с фонтанчиками… Живут же люди!
После каждого большого спуска мы не разговаривали. И это были не ссоры, это были уши. Они отказывались слышать. За короткое время сбрасывалась большая высота, разница давления плющила кроме ушей и полуторалитровые бутылки на рамах. С бутылками всё просто: отвинтил крышечку – и порядок, а вот в ушах крышечек-то нет.
Живя в тех краях, можно экономить, не покупая часы. Все старые башни с колоколами и часами исправно бьют каждый час, если не полчаса даже. И очень хорошо, что отсчёт времени ночью начинается с одного часа, надо только перетерпеть полночь, когда эти замечательные колокола, умеющие по воскресеньям играть ещё и музыку, отсчитают двенадцать ударов.
Московский друг Женя говорит про меня, что куда бы я ни приехал, везде идёт дождь. Эта традиция, честно говоря, задолбала уже. Готовясь в очередной раз вызывать своим приездом аномальный циклон, закупили новые мембранные куртки. И мы нисколько не огорчились, протаскав их практически зря весь поход. Уж лучше так, чем как часто бывало прежде. Нет, дожди, конечно, были. Они поливали, гроза грозила, и даже град градил. Но всё было в меру приличия, нарушив, так сказать, обычный ход вещей. Но куртки продавать мы не станем, тенденция ещё не выявлена.
Кемпинги мы не уважаем. И даже если б они были бесплатными, мы бы в них не стремились. Но один пришлось забронировать, под Венецией, на пару ночей. Оставить велосы и гулять без них штоб. И это было что-то. Я сейчас не про Венецию, я про кемпинг. Спать там не было принято в принципе. Когда у одних кончалось бухло, оно ещё было у других. Когда кончалось и у этих, те первые, видимо, где-то уже находили его снова. Когда всем надоедало пить, их вдруг начинали жрать комары, и они неистово лупили по стенам тентовых домиков, типа торговая палатка, на два койкоместа. Домики были связаны между собой веревками, на которых сушились веломайки с труселями. Тряска передавалась по веревкам на наш, труселя подпрыгивали, мы матерились. Когда все комары были перебиты, начиналась белая горячка в следующем домике. К этому домику по очереди шли все, кто мог передвигаться, и узнавали, что дама желает воды. Когда дама, наконец, успокаивалась, наступало часовое затишье. Затем начинали шевелиться уже те, кто не принимал участия в ночном бдении, и кому надо встать пораньше и уехать. Это были незабываемые ночи. И оплаченные в евро, хотя очень хотелось, чтобы евро заплатили нам, за страдания.
Неполиткорректный абзац. Европе в будущем придёт абзац. Это уже сейчас чувствуется. Назовём их «иностранцами». Я не про велотуристов . Сидят на газонах, ничего не делают, музыку громко гоняют. Чувствуют себя уверенно. Кто работает? Коренные. Водитель городского автобуса – молодая красивая итальянская девушка, матрос на вапоретто в Венеции, ловящий толстым канатом-швартовым причал – девушка, уборщики туалета в аэропорте и мусора в Венеции, толкающие огромные тележки впереди себя, и выглядящие порой очень харизматично со своими прическами и наколками – итальянские парни, достойные объективов уличных фотографов. Им не платят пособие, им приходится работать. И платить сидящим на газонах.
Весь наш маршрут нам очень понравился. Ну прям здорово всё придумали. Красотень – заглядень! Когда я только начал думать, куда направить колёса, и спросил совета у бывавшего в тех краях приятеля, то узнал, что народ массово ездит по трансальпийскому веломаршруту Аугуста. И мы тоже по нему проехали. Целых два с половиной километра! Нет, педалить по населенной долине, между заборов и огородов мы не хотим.
Если кто будет колесить в тех краях, особо выделю некоторые замечательные участки по нашему пути:
- Горный лесной грунтовый участок перед Цернец, позволивший перенестись в мир тишины и уединения. Там у нас случилась самая уютная стоянка в походе. Компанию лишь изредка составляли игрушечные узкоколейные швейцарские поезда на электрической тяге, пробегающие у нас под ногами и юрко ныряющие в норку туннеля.
- Дорога от Санта-Мария, после перевала 2500 мнум спускающаяся красивым видовым серпантином с чудесными туннелями в Бормио.
- Дорога от Санта-Катерина, после перевала 2652 мнум становящаяся вдруг тихой дорожкой, балансирующей на краю обрыва и не имеющей ограждений. Виды с неё открываются завораживающие, и мы не смогли отказать себе в удовольствии заночевать в этой красоте - нажали на тормоза и приземлились раньше обычного. У этой дороги есть трагическая страница в истории – в 1954 году там сорвался грузовик с людьми в кузове, много погибло. Сейчас на том опасном участке пробили туннель, на месте катастрофы – мемориал.
- Подъём из долины реки Адидже по бывшей железной дороге. Как известно, паровозы менее мощные создания, чем велосипедисты, поэтому уклоны для первых делают положе, чем на велодорожках. Лезть в гору по насыпи, где раньше стучали поезда – лёгкая прогулка (но мы там немного срезали круто в горку). А там ещё и картины долины, и мосты, и туннели с освещением от датчиков движения! И это всё теперь для нас, для велосипедистов! Ну дайте мне вид на жительство в Италии!
- Участок дороги по нацпарку «Доломиты» перед озером Мис. Едешь себе едешь быстро вниз, и вдруг внезапно дорога сжимается со всех сторон скалами, вынужденно виляя по единственно возможному пути – узкому ущелью с недоступной рекой, несущей свои бирюзовые воды в озеро.
С сожалением наблюдаю, что путешествовать с велосом становится проблемнее. Всё больше и больше препонов на пути. Вот и родной «Аэрофлот» чинит пакости. Всего одно место багажа. Нарядили мы свои велосы, как новогодние ёлки – тут и спальничек на нём, и палаточка. Внизу, под ёлкой, как и полагается, дед Мороз со Снегуркой – походный котёл и горелка. Сдали ёлки в багаж, но это полбеды. Ручную кладь строго калибруют по габаритам. А рамка у них античеловечно узкая. А мы-то не по туру в Турцию едем, у нас автономка. Кое-как, с нервотрёпками и физическими усилиями по запихиванию кульков в эту нечеловеческую рамку, нам удавалось получать посадочные талоны. И в Самаре, и в Венеции.
Подлетая к Курумочу, выглянул в окошко. Затосковалось. Какой же скучный ландшафт здесь у нас!.. Самолет пошел на разворот над Жигулёвскими горами, едва не задев крылом ретрансляционную вышку, торчащую там, как будто вдруг показав, что не всё так плохо, вот же есть и здесь так называемая «Волжская Швейцария». Да, есть, и как раз тут-то всё и начиналось, пятнадцать с лишним лет назад, когда вылазка в Самарскую Луку воспринималась как поездка на край света, но не видишь ты это ежедневно, да и просто не поедешь уже…
Вот здесь мы крутили, топали, толкали и жали на тормоза: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dllrvhjhennxzagw
Любит Марина покупать вкусняшки и терять привязанные снаружи тапочки, поэтому мы отъезжали в сторону за первыми и назад за вторыми, и в итоге накрутили 705 километров.