Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Ответить
Аватара пользователя
dmitriy
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 08 апр 2012 22:07
Имя: Дмитрий
Для связи: 89278903960
Контактная информация:

Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение dmitriy » 10 июл 2016 22:33

Вологда-Онего-Ладога - крупнейший в России веломарафон, дистанция составляет 1213 км, которые нужно преодолеть, уложившись в лимит времени 90 часов. Участие приняли марафонцы из России, Германии, Финляндии, Беларуси, Швеции и др. Маршрут марафона проложен по территории Вологодской области и красивейшим местам республики Карелия. Маршрут начинается в окрестностях г. Кириллов и пролегает на север мимо двух крупнейших озер, Онежского и Ладожского. Финиш в поселке Березово, на границе Республики Карелия и Ленинградской области, в 160 км от Санкт-Петербурга.

Изображение

Открытие марафона состоялось в г. Череповец 30.06.2016 г. Для начала участники получили номера и регистрационные книжки, после чего на общем построении заслушали напутственные речи организаторов.

Изображение

Среди выступавших были представитель спонсора марафона ПАО "Северсталь" Макаров А.Н., организатор с череповецкой стороны Александр Губанов и, наконец, организатор веломарафона, президент Санкт-Петербургского велоклуба «Балтийская звезда» Михаил Каменцев рассказал, каких трудностей и неприятностей стоит ожидать на протяжении маршрута.

Изображение

Изображение

После всех напутствий мы погрузились в автобусы и отправились ночевать на турбазы. Старт осуществлялся двумя группами. Стартующие в 7 утра ночевали рядом с местом старта и получили возможность как следует подготовиться с вечера, собрать велосипеды и упаковать вещи. Я был во второй группе, стартующей в 9 часов. Отдыхать и морально готовиться нас отвезли на базу отдыха "Торово" рядом с Череповцом. Некоторые марафонцы, видимо, устали заранее, так что расположились отдыхать на лужайке перед рецепшн в ожидании заселения.

Изображение

Несколько насторожила надпись перед рецепшн.

Изображение

Но вроде никто не убился на этой несчастной лестнице из пяти ступенек.
После краткого ожидания расселились по домикам на берегу водоема, искупались, отдохнули, подготовили "бэгдропы" (одежда, батарейки, гели) для отправки на КП по выбору. Не пожалел, что выбрал старт на 9 часов, турбаза понравилась.

Изображение

Впрочем, без приключений не обошлось. С вечера зарядил телефон до максимума, лег спать. Через 2 часа этот тамагочи разбудил меня сигналом о том, что батарея критически разряжена. Как так, никаких активных процессов не было, интернет отключен! Оставил на ночь заряжаться в выключенном состоянии. Набрал 10%. Очень печально остаться по сути без связи в такую продолжительную поездку, и, главное, без камеры! Сильно опасался за остальные батарейки-аккумуляторы, мало ли что. Настроение подпортилось.
Утром позавтракали сухим пайком на свежем воздухе, подзаряжаясь от местной "энергетической пирамиды", снова погрузились в автобусы и покатили к месту старта.

Изображение

Первая группа уже уехала, настал наш черед собирать велосипеды после перевозки, внезапно обнаруживать всяческие неисправности и срочно их исправлять. К счастью, механик на старте присутствовал.

Изображение

Изображение

В запасе было около полутора часов, однако даже их хватало в обрез. Кое-как подзарядил телефон, довел до ума велик и одним из последних прибежал на стартовое построение. Протиснулся вперед, планируя присоединиться к быстрой группе.

Изображение

Старт был дан с запозданием, в 9.15.

Изображение

Почти сразу обнаружил еще один недосмотр - неработающий велокомпьютер. Пришлось останавливаться, нервно трясущимися руками исправлять. Потерял несколько минут, после которых от группы и след простыл. Оставшись в полном одиночестве, пожалел, что не запомнил начало маршрута. За ненадобностью, как полагал. Пришлось включать навигатор, настраивать. Кириллов показался лабиринтом, хоть там и 2 улицы, судя по карте. Боялся ошибиться, постоянно поглядывал на навигатор. Наконец, сразу после Кириллова увидел хвост группы. Начал быстро добирать народ, группами и поодиночке. Догнать "голову" не было шансов, силы не те, но старался по возможности наверстать упущенное. Понимал, что зря так делаю, былые травмы не простят такой бодрый одиночный старт. Начало ныть укатанное в этом сезоне бедро, пришлось сбавить темп.
Первую остановку, как и большинство, сделал в Ферафонтово. Небольшая фотосессия на фоне монастыря.

Изображение

Изображение

Народ вокруг никуда особо не торопился, некоторые приехали сюда отдыхать и наслаждаться природой. Безусловно, негоже пролететь такие красочные места, упершись взглядом в асфальт перед колесом, но и лишние задержки в планы не входили. Продолжил добирать участников в одиночку, периодически возникающие партии быстро разваливались. Вообще, этот марафон по большей части все ехали в одиночку, причем этот индивидуализм проявился уже со старта, на первых же километрах. Что быстрые, что умеренные, ехать колонной желающих не было. Вскоре однако сформировалась группа по интересам человек из 8. Начали ехать сменами по 1,5-2 километра, темп держали бодрый. Кто-то присоединялся, кто-то отваливался.

Изображение

Изображение

Через несколько десятков км остались втроем. Все запасы провизии у меня были в сумке (очередной недочет), заголодал, так что на 115 км. пришлось остановиться, отпустив попутчиков. До КП1 Куков родник (135 км) так и доезжал в одиночку. Точнее, в многочисленной компании слепней и оводов. Это просто нечто, местная природа исключительно богата всяческой нечистью, которая летает и кусается. Комары, к счастью, не угонятся за велосипедистом, а вот слепни - запросто! Вокруг каждого участника кружило штук по 20 этих тварей, а уж стоит остаться одному! Наяривают вокруг головы, как кольца вокруг Сатурна, бьются в очки, пытаются залезть в рот, нос, забираются под шлем. Или начинают дико жужжать в ухе. Держу 35 км/ч, а эта тварь пристроилась перед лицом, летит задом (!!!), смотрит мне в глаза! И давай атаковать! Отмахиваться бесполезно, их много. Так стаи слепней и передавали нас по эстафете. А уж стоит остановиться... нет, пожалуй не стоит. В общем, на КП прибыл в 14.18 (5ч.3м в пути).

Изображение

На КП уже радостно встречали. Комары. Отмахиваясь, перекусил бутербродами, пополнил запасы воды (родниковой), развел изотоник. Ну и родник навестил, а как же. Все еще в компании слепней, как видно на фото. Поселились они на мне. Водичка ледяная, на дне много монеток.

Изображение

Стартовали с КП вдвоем, но не надолго. Укатил, добрал пару человек из семичасовых. Дорога в целом хорошая, периодически встречаются участки ремонта, приходится пробираться. Природа вокруг красивая, все зелено, все цветет. И жужжит. И кусает. Периодически были попутчики, но в основном ехал один.
КП2 Белоусово кафе 227 км., время в пути 9.17. Наконец-то возможность смыть дорожную пыль, нормально покушать, не в полевых условиях. Кто-то уже улегся отдыхать, но по-моему, еще рано. Солнце светит, птички поют, слепни жужжат, а значит, нужно ехать. До КП3 всего 38 км, пролетели они быстро, но запомнились хорошими горками и петляющей, извивающейся дорогой. КП3 был оборудован на берегу Онежского озера. По плану у меня было отметиться и в Онежском, и в Ладожском озерах, так что, хотя уже было 9 вечера, переоделся и, разгоряченный после быстрой езды, полез в озеро по каменистому дну. Пожалел очень быстро. Солнца уже не было, и хотя в воздухе чувствовалась только легкая прохлада, в воде сразу начало трясти крупной дрожью. Как мог быстро ополоснулся и пополз по камням обратно на берег. Стартовал с КП уже почти по темному. Хотя не совсем, настоящей темноты так и не было. Белые ночи уже пошли на убыль, но все еще можно ехать без фонаря всю ночь, все достаточно ясно видно. Обошелся одной светоотражающей жилеткой с ПБП.
На промежуточном КП комары были бесконечно счастливы меня видеть. Как там люди сидят, не понимаю. На меня вмиг налетело целое облако тварей, позабыв про других участников (да что ж у меня в баллончике такое? Приправа что ли?). Даже утеплиться не давали!

Изображение

КП4, школу в Пудоже, пришлось поискать, хоть она и была совсем у дороги. По показаниям велокомпьютера и легенде, она уже должна быть далеко позади, но продолжали с товарищами ехать вперед. Начал уже подсчитывать, сколько км придется отматывать обратно, когда она наконец показалась. 362 км согласно легенде, в пути уже 16,5 часов. После перекуса в школьной столовой все мои спутники решили вздремнуть до утра. Велосипедов в школе стоит много, но все спят, никто даже не думает отбывать. А мне спать не хочется. Помня, как жарко было днем, решаю по полной использовать местные белые ночи. Выезжаю один. И вот как назло тут же начинается дождик. Не сильный, но настырный, приходится распаковывать дождевик. Хорошая дорога постепенно сменяется разбитой в хлам. И все бы ничего, нам не привыкать, но потом... начинается самый адовый участок всего маршрута. Ремонт дороги длиной в несколько десятков км. Где-то просто снят асфальт, где-то дорога полностью перепахана, песок в перемешку с гравием. И дождик, вся эта грязь летит из-под колес... Хорошо, что не задержался в Пудоже, половину ремонта проскочил ночью, до начала ремонтных работ. А вот потом поехали строительные грузовики, пыль стеной стояла! Запомнился момент: одна полоса перепахана, вторая, узкая (по которой еду) усыпана камнями. Неплохой такой подъемчик. И сзади грузовик напирает. Втапливал от него по камням что есть мочи, кое-как оторвался:) Казалось, не вырвусь из этого ада. Так он и продолжался до КП5, изредка сменяясь непродолжительными полосками асфальта. С. Песчаное, лагерь, 421 км. Отметился в 06.05 утра, обливаясь с головы до ног из баллончика от комаров. 20 минут решаю полежать, а то уже глюки начал схватывать ближе к утру.
С КП покатил бодро. С попутчиками опять как-то не срослось, хотя выезжал не один. Во время небольшой передышки на км 460 мимо меня лихо проезжают 2 чел. В попытке зацепиться выдаю максимальное ускорение. Зацепился, но тут же пожалел об этом - очень сильно заболело бедро, на этот раз правое (левое уже как-то прошло само собой после резвого старта). Как мог, старался беречь ногу и не отвалиться от ребят, не зря же старался! Это было тяжко. КП6 (481 км) был на поляне, еле дохромал туда. Облился спреем от комаров. Толку - ноль. Мне предложили какой-то ультра-мощный спрей, который можно наносить только на одежду. Обпрыскался им весь. Количество комаров немного поубавилось, остались самые брутальные. Снял обувь, чтобы размять ноги. Тут же сильно пожалел об этом, все комарье мигом слетелось на незащищенный участок... Любят они меня, любые репелленты - не более чем специи для вкуса. Попарился в палатке на солнцепеке, поразминал ногу - и в путь.

Изображение

Жарища невыносимая, горки. Сил нет. Присоединился к группе, берегу ногу, едем не более 20 км/ч. Самый медленный и нудный участок за весь марафон. 531 км - долгожданное кафе, прибавило сил, скорость снова 30. От Медвежьегорска начались ГОРКИ. Не знаю, какой там был градиент, но запомнились. И разбитая дорога вплоть до КП7 тоже запомнилась. Мыс Сухие Наволоки, 581 км, лагерь на пляже. Отметился в 16.37. В лагере меня уже ожидали с радостным предвкушением. А от спрея осталось не так уж и много. Большая проблема на маршруте - это туалеты. Поскольку большинство КП находятся на природе, оборудованных их нет. А где и есть - не работают. Огромный минус. В лесу не уединиться по известной причине - драпать оттуда придется с воплями и большой потерей крови. Задерживаться не стал, перекусил и с товарищем двинули дальше. Полчаса - и снова один, судьба прямо. Присоединился к лихо едущей команде ЛЕГИОНа, прокатили с ветерком! Впрочем и эта команда вскоре развалилась на части. До Гирваса доезжал один, 682 км. Посмотрел на местную достопримечательность, вулкан. Смотрится необычно, но не впечатляет. Зато комары получили вкусный ужин.

Изображение

Наспех искупался в местом озере. Отмываться пришлось, ныряя под воду, так как даже торчащую над поверхностью голову нещадно ЖРАЛИ. Оделся, приплясывая и бегая кругами, и быстрее в столовую, заодно переоделся в чистую форму из бэгдропа. Сразу заметил какие-то терки с местными управляющими. Оказывается, в этом же домике помимо КП для уставших марафонцев решили устроить дискотеку для какой-то местной молодежи. Так что один из залов у нас отжали под это дело. Теперь представьте картину: в одном зале впритирку лежат на пенках марафонцы, в столовой практически то же самое, кто-то ест, кто-то спит. А из-за соседней двери оглушительное "Ну где же ваши ручки, давай поднимем ручки и будем танцевать!" Вот такого отношения никак не ожидал! Впрочем, мне еще повезло улечься подальше от этого дела, закутался в одеяло так, что только один нос наружу (ЖРАЛИ даже в помещении, гул от комаров заглушал звуки дискотеки!!!). Полежал час с четвертью, заснуть не удалось. Перед глазами так и стояла картина тучи комаров. Оказалось, что даже на такой оборудованной турбазе (или что там такое было) туалета нет! Предложили располагаться в деревенском, по типу сортир. Им оказалось заброшенное деревенское пустое здание, в котором по щиколотку говна! Поспешил свались с этого проклятого места, от КП осталась масса негатива.
Попутчиков опять не нашлось, все мирно пытались спать на КП. Я знал, что сейчас ожидается тот самый участок "с не очень качественным асфальтом, но красивыми видами". Но как поехал по нему, просто не мог поверить своим глазам, постоянно сверялся с навигатором, а точно ли мне сюда?! И дело не в красивых видах! Да не видел я их там вообще, вообще ничего не видел, кроме беспрерывных ям и широких трещин перед колесом, располагающихся по всей ширине дороги в самом что ни на есть хаотичном беспорядке! Почти ни метра прямо не проехать, пытался объезжать хотя бы самые большие провалы, но это бесполезно! Остановился запечатлеть этот бестредел, но как впоследствии оказалось, это еще были только цветочки!

Изображение

А ведь этот участок был намеренно добавлен, чтобы "немного ухудшить слишком хороший маршрут". Ухудшить? Серьезно? После ремонта Пудож-Песчаное, после раздолбанных горок Медвежьегорск-Сухие Наволоки надо было добавлять это, типа "на добивочку"? Добило, ага. Даже не заметил, как пробился, скорость-то нулевая и тряска дикая. Уж комары попировали... Долго длился этот кошмар, километров 65 минимум. Бесконечно рад был вырваться на нормальное шоссе перед Мелиоративным. Отметка на КП9 в школе в 6.43. Итого 765 км за 45,5 часов. Быстро покушал, поправил перекосившееся после этого участка переднее колесо. Помогли мне подкачать оба колеса большим мощным насосом, даже заднее, хоть и говорил, что не надо. И что же, отъехал всего на 100 метров от КП, как почуял неладное в перекачанном переднем. Слез, и тут каак взорвется заднее! Ужс. Срочно убавил переднее и вернулся на КП. Потерял массу времени и большую группу, с которой выезжал. Так и тащился один до Кинермы (КП 10 ). Жара была убийственная, укрыться почти негде, даже глюки начались, опасался солнечного удара. За последние 7 км до указанного в легенде магазина несколько раз вставал в тени. Далее, после отворота с трассы на сам КП началась затяжная серия подъемов, как будто к самому Зевсу в гости.

Изображение

В Кинерме КП понравился, там было все, что нужно: и умыться, и вкусно покушать (хоть ништяки и за доп. плату). Вот только прилечь было на удивление негде, а очень хотелось переждать пик жары. В игоге прилег от силы минут на 15 на скамейке и начал собираться в путь. Жара начала утихать, шоссе великолепное, катилось хорошо и спокойно.

Изображение

КП 11 (936 км) был оборудован на берегу реки Ускуньоки. Все цивильно устроено, стоят палатки, костер для отпугивания гнуса, стол с едой. Покормили отлично. Желающие искупаться возвращались, дико отмахиваясь от слепней. Кому-то это удавалось, я даже пытаться не стал. Весь обпрыскался репеллентом, встал вплотную к костру, но видать уж слишком я вкусный, из любой толпы они меня выделят и съедят под любым соусом из репеллентов. Так что желания задерживаться не возникло.
КП 12 было далекооо. Уставший организм это четко прочувствовал, тем более что зачастили хорошие горки. Можно было по пути остановиться покушать в школе в Питкяранте, куда после разворота на КП 12 нужно будет вернуться тем же путем, собственно там и находится КП13. Но не нашел, проскочил. КП 12 - адовый комарятник. Стоит маленькая палатка рядом с дорогой, из нее высовывается ладонь, берет маршрутную книжку сделать отметку. И быстро обратно. За полминуты, что я там находился, получил, пожалуй, полтора десятка укусов. До Питкяранты доезжал уже, как говорится, на морально-волевых. Желание было одно: свалиться и забыться. Да вот беда: спальных мест не осталось. Спасибо девушке из волонтеров, пригласила к себе в машину. Откинул кресло, устроился, завел будильник на полтора часа сна. Утром по всем области обещали сильные дожди с грозами, так что больше необходимого время тратить было нельзя.
Когда прозвонил будильник, я вообще с трудом сообразил, что происходит и где нахожусь. А за окном серость, дождь моросит, на редкость погано. Нарядился в дождевик, поплелся в обратный путь на трассу примерно в 3.30 утра, оставалось 176 км до финиша.
Вскоре тягуны сменились обещанными адовыми горками с огромным градиентом. Ползешь, ползешь на такую, доползаешь до верха - и стрелой вниз!!! И тут же снова вверх, медленно-медленно. И так почти до самого финиша. Виды фантастические, великолепные серпантины! Слева - обрыв в озеро, справа вертикальная скала - очень красиво! Самые лучшие участки, несмотря на всю их сложность!

Изображение

Изображение

Вот и последний КП14 на берегу Ладоги, 1129 км, отметился в 8.50. Можно было искупаться, в Ладоге еще не отметился, но надвигающаяся гроза это желание отбивала, быстрей бы на финиш. Там планировал задержаться на несколько дней и накупаться. Этому, впрочем, не суждено было случиться, так как погода испортилась окончательно, бесповоротно и беспросветно.

Изображение

Изображение

Надпись на КП воодушевляла.

Изображение

Впрочем, еда была, да и держаться оставалось не так уж долго. И гроза нагоняла. И снова вверх-вниз, вверх-вниз. Трасса красивая, но задолбало это под конец изрядно. За час до финиша резко похолодало, пришлось утепляться и еще сильнее ускоряться. Незадолго перед финишем навигатор отказался показывать дальнейший маршрут, пришлось поволноваться - где же сворачивать с трассы? Но все оказалось просто. Трасса просто закончилась, и вместо нее пошла мешанина из грязи и камней. Тут-то и сворачивать. Небольшой грунтовый участок, не больше километра, и вот он, финиш, Драйв Парк Ладога!

Изображение

Приехал как раз вовремя, минут за 10 до дождя. Финиш, по-моему, получился несколько скомканным, и участникам ничего не оставалось, кроме как где-то отлежаться и как-то выбираться из этой Тьмутаракани. Впрочем, у меня уже был забронирован номер, где и поспешил скрыться от дождя, получив медаль за прохождение марафона.
Финишную отметку получил в 13.35 04.06.2016, общее время прохождения 76.20, расстояние по легенде 1213 км. Результатом доволен, считаю его вполне адекватным - и на природу посмотрел, и в озерах искупался. И перенес этот путь хорошо, ничего не заболело, не то что после ПБП. Жаль с телефоном проблемы были, так что своих фото мало.
Сейчас негатив от неудобств и разбитой дороги уже улегся, и я понимаю, что самые большие трудности - это то самое, что оставляет самый большой след в памяти! ВОЛ - это здорово, это красиво, это тяжело, именно таким он и должен оставаться!

Все мои (и не только мои) фото тут

Изображение

Аватара пользователя
magnisco
Макс
Сообщения: 3802
Зарегистрирован: 27 окт 2009 00:07

Re: Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение magnisco » 11 июл 2016 11:40

повествовательный отчет, спасибо!
поздравления

Аватара пользователя
Lik
Сообщения: 5201
Зарегистрирован: 05 июн 2010 21:51
Имя: Данила
Для связи: 89278958245

Re: Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение Lik » 12 июл 2016 10:28

Отличное мероприятие, отличный отчет. И с погодой повезло. А от комаров стоит попробовать не спрей а крем.
Улыбайся чаще — и чаща улыбнётся тебе.

Аватара пользователя
Санек trek 3700
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07 июн 2013 08:51
Имя: Александр
Для связи: 89272113737

Re: Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение Санек trek 3700 » 15 июл 2016 11:49

Захватывающее приключение, завидую! Спасибо за отчёт, Дима! Очень интересно, достойное чтиво :good:

Аватара пользователя
Yurri
Сообщения: 3313
Зарегистрирован: 15 июл 2009 10:41
Имя: Юрий Александрович
Для связи: 89277789031
Откуда: 14-й квартал

Re: Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение Yurri » 15 авг 2016 18:56

Отличный отчет!
Поздравляю с прохождением супермарафона!

Аватара пользователя
MAX F
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 02 июл 2011 17:47
Имя: Макс
Откуда: Оренбургская провинция
Контактная информация:

Re: Вологда-Онего-Ладога, веломарафон 1213 км

Сообщение MAX F » 05 окт 2016 10:54

Хороший отчет от соседа по комнате в Торово)))
Какие все таки разные впечатления у участников от ВОЛа.

Ответить