Заброску-выброску осуществили на машине. Её оставляли на парковке возле районного отделения полиции.
Район катания предложил Данил, а я накануне сочинил нитку маршрута на 70 с чем-то км, которого старались придерживаться, однако, под конец прихватили незапланированный, но интересный кусок и общий километраж составил 92 км.
Итоговый трек покатушки тут:
https://maps.yandex.ru/?um=OCSzFVyxVi2A ... 0DAt&l=map
А тут - мини-отчётик с фотками
Около 8 утра выехали из Елховки на юг, через 2,7 км добрались до овражка и свернули на идущую вдоль него в западном направлении грунтовочку. Вскоре достигли расположенного в этом овраге большого пруда, называющегося Елисеевским:
Катим на запад вдоль пруда.
Постепенно "тело" пруда отвернуло к северу, но мы продолжили полем двигаться на запад.
Упёрлись в лесок - Киселёвскую Дубраву. Тут свернули на идущую вдоль него грунтовку, спускающуюся в южном направлении.
Дорога спустилась в овраг Широкий, где оказался еще один пруд. Небольшой и довольно новый:
Пруд частный, как и Елисеевский. Это узнал Данил, когда остановился поговорить с живущем в вагончике смотрителем водоема. Пока Данил задавал вопросы, подъехала тачка, из которой вылезло четверо. Их главарь стал в свою очередь задавать вопросы нам. Стало понятно, что мы не слишком желательны в этих местах. Поэтому мы поехали дальше.
В 500 метрах к западу, в этом же овраге наткнулись на еще один пруд. Этот будет с блэкджеком...
Дальше на запад по дну оврага Широкого я ехать побоялся, потому что когда накануне изучал маршрут не увидел внятных грунтовок. Они растворялись в лугах. Поэтому, как и было запланировано, мы пересекли по дамбе овраг и по хорошей грунтовке поднялись на его южный борт, поросший лесом. Далее дорога пошла вдоль леса, который теперь отделял нас от оврага. Двигаемся в западном направлении.
Внезапно я обратил внимание на росшие в изобилии по краю леса хвойные деревья, не являющиеся соснами.
Сосны там тоже росли, но подальше, в глубине леса. А эти деревья мы не смогли определить. Иголки тонкие, короче чем у сосны и очень мягкие, не колючие. Шишки небольшие, округлой формы. К сожалению, я не догадался сфоткать эти детали крупно.
Но может кто-нибудь в курсе, что это за деревья? Данил предположил, что это лиственница. Очевидно, это искусственные насаждения.
Лес, шедший по правую руку, вдруг резко отступил, образуя что-то типа большого лугового кармана. Нам нужно было свернуть туда, но отворотов вправо пока не попадалось. И только в самом конце кармана обнаружился нужный отворот.
Дорога пересекла луг и вошла в лес. Тут вдоль дороги тоже росли хвойные несосны (но я их не сфотографировал). А еще попалось вот такое загадочное сооружение:
Лесная дорога была слегка заросшая, но без завалов
По обе стороны от дороги густо произрастала смесь крапивы и дикой малины
Мы немного попаслись тут:
К сожалению, лесная дорога оказалась очень короткой - примерно 300 м. И закончилась она забавным тупиком: отвернула от основного направления вправо и сделала что-то вроде небольшого "трамвайного кольца", предлагая нам ехать обратно.
Но наш маршрут проложен прямо. И действительно, обнаруживается отдаленно похожий на дорогу заросший спуск в овраг:
В действительности это даже не дорога, а рытвина, откуда когда-то свозили грунт для дамбы пруда.
Вид назад:
Спуск к дамбе пруда короткий. Доступ на нее нам преградила промоина с почти отвесными стенками и ручейком внизу. Пришлось ее преодолевать.
Пруд оказался небольшим, живописным и вероятно заброшенным. Никаких построек на берегу его мы не заметили.
C другой стороны дамбы обнаружилась уже весьма сносная грунтовочка, уводящая из оврага Широкого с прудом на север.
Так пруд выглядит издали:
Ф
А вот тут написано его название:
- Вроде бы "Олешкин пруд"
Выбравшись из оврага и проехав 2,5 км на север, мы упёрлись в южную оконечность "Леса Тукшум". Здесь проходит широкий грунтовый тракт из Елховки в Березовку (помимо имеющейся асфальтовой дороги, связывающей эти же населенные пункты, но проходящей севернее). Так как нам нужно попасть в Березвку, свернули влево и почти 3 км ехали в поле навстречу крепкому северо-западному ветру. Затем направление тракта сменилось на северное. На этом участке ветер уже не особо мешал.
Немного не доезжая Березовки мы свернули с тракта на луговую дорогу, ведущую наискось к западному концу деревни, где в овраге с крутыми склонами расположился местный пруд:
В Березовке Данилу пришлось купить воды, так как колонок мы тут не увидели, а местных не спрашивали.
Далее наш путь лежит по-прежнему на север к поселку Теплый Стан.
Дорога идет в основном лугами и полями. Рельефа на данном участке нет.
В Теплый стан мы заехали не прямо, а снова с западного конца, предварительно посетив маленький заросший пруд:
Между прочим, в километре от поселка на северо-западе виднелся большой пруд. Даже более крупный, чем Елисеевский, но туда мы уже не поехали, так как это не входило в планы.
На главной улице Теплого Стана нам одна за другой попались две мечети:
А на выезде из села, на его восточном конце был еще один пруд. На этот раз с гусями:
Увидев нас, армада гусей угрожающе галдя двинулась к берегу:
Такого напора мы не ожидали и ударились в бега.
За Теплым Станом мы нашли дорогу в Пролейку. Это оказалась очень хорошая грунтовка. Теперь ветер был в спину и большая часть пути шла под уклон. Поэтому на этом участке мы просто летели.
Пролейка - деревня разделенная глубоким оврагом на две части.
За Пролейкой мы вышли на трассу, на другой стороне которой нешироким фронтом подступил лесной массив. Изначально я предполагал воспользоваться проходящей в недрах этого леса грунтовкой, чтобы по ней скатиться в пойму Кондурчи. Однако эта дорога оказалась сильно заросшей и нужно было придумать вариант объезда леса. Логичнее казалось объехать массив с юга, но мне интереснее казалось проехать вдоль северной границы леса и поискать спуски к пойме оттуда. Так и сделали.
Вдоль опушки леса снова стали встречаться несосны:
Этот участок дороги бугристый, заросший. Ехать тяжеловато.
Проехав вдоль леса почти 2 км от трассы, мы свернули вправо на малозаметную грунтовку, заходящую в лес. Проезд оказался хорошим, лесной массив в этом месте тонкий - по лесу проехали всего 400 м и оказались на земляничных лугах плавно спускающихся на юг к пойме Кондурчи.
По травянистой грунтовке мы скатывались к пойменным лугам:
Слева открылся вид на маячившую на горизонте возвышенность - плоский холм с крутыми склонами, поросший сверху лесом.
Карта подсказала, что это некая "Зелёная гора". Появилось желание ее посетить, хотя в план маршрута она не входила.
Спустились на пойменные луга:
Здесь мы нашли грунтовку, идущую вдоль угора на северо-восток.
Дорога вскоре стала очень хорошей:
Проехали мимо кондурчинской старицы:
Затем луг расширился и превратился в засеянное чем-то злачным поле:
Вид через злачное поле в сторону Зеленой Горы:
Дорога продолжает тянуться под угором:
Вид назад:
В конце концов, основная дорога поднялась на угор и вскоре мы проехали Красное Поселение. Там не надолго вышли на асфальт, чтобы переехать по мосту р. Кондурчу.
Сразу за мостом - поселок Нижняя Кондурча. Тут мы заехали в магазин, так как у Данила ничего было для обеда, а время уже 2 часа.
Затем мы свернули на первом же приличном грунтовом отвороте направо после моста через Кондурчу.
Дорога пошла на юг лугами. Немного отъехав, остановились минут на 20 пообедать.
Через 5 километров мы подъехали к поселку Тукшум (Кульмановка). Можно было проехать через поселок дальше на юг, как было запланировано, но я уговорил Данила изменить маршрут - прокатиться на Зелёную Гору, которая отсюда казалась уже довольно близкой. Как раз в сторону горы уходила одна из грунтовок. По прямой до нее было около 5 км.
Сначала это была хорошая наезженная дорога, но потом она взяла к югу, а на восток к Зеленой горе пошла уже травянистая грунтовка похуже:
Слева тянулся еще один длинный лысый холм:
Дорога к горе шла с плавным набором высоты:
Так как у Данила это первый в сезоне серьезный выезд, ему пришлось нелегко.
И вот уже гора совсем рядом:
Дорога не поднимается на самый ее верх к лесу, а проходит чуть ниже кромки леса по левой ее стороне.
Виды со склонов Зеленой Горы открываются очень своеобразные:
Поражает пустынность и нетронутость степи человеком в значительном радиусе от горы. В северном направлении вблизи горы не наблюдается ни населенных пунктов, ни дорог, ни столбов, ни обрабатываемых полей, ни лесополос.
Только оглянувшись назад, еще можно увидеть следы цивилизации:
И всё-таки, если приглядеться, далеко на севере просмативается населенка.
Вид на северо-запад:
Зеленая Гора - памятник природы регионального значения:
Надо бы сфоткаться в этом месте:
Дорога по волнистым склонам горы идет на восток. Тут уже к ней подходят возделываемые поля.
Наконец, грунтовка привела нас к пустынному шоссе, по которому мы, объезжая гору с востока и юга, взяли курс прямиком на Елховку:
Вид на запад. До Елховки - 9 км:
Ветер был весьма сильный, но если в первой половине дня он был северо-западный, то теперь стал почти северным. Поэтому на данном отрезке пути он являлся боковым. На скорости то и дело сносило с обочины на трассу.
Если с дороги посмотреть налево, то в 6 км на южном направлении можно увидеть водоемы Чесноковского рыбхоза:
Вот уже Елховка:
И в заключение, на въезде в поселок второй раз за сегодня пересекаем по мосту р. Кондурчу:
Примерно в половине пятого мы были около оставленной на парковке машины.
Как я уже писал, пробег получился 92 км. Хотелось бы отметить, что при составлении маршрута, я тяготел к более лесистым местам, расположенным к западу от Елховки. Однако, вынужден признать, что интереснее и необычнее оказались степные районы на востоке, по которым мы катали во второй половине дня.
Катим на запад вдоль пруда.
Постепенно "тело" пруда отвернуло к северу, но мы продолжили полем двигаться на запад.
Упёрлись в лесок - Киселёвскую Дубраву. Тут свернули на идущую вдоль него грунтовку, спускающуюся в южном направлении.
Дорога спустилась в овраг Широкий, где оказался еще один пруд. Небольшой и довольно новый:
Пруд частный, как и Елисеевский. Это узнал Данил, когда остановился поговорить с живущем в вагончике смотрителем водоема. Пока Данил задавал вопросы, подъехала тачка, из которой вылезло четверо. Их главарь стал в свою очередь задавать вопросы нам. Стало понятно, что мы не слишком желательны в этих местах. Поэтому мы поехали дальше.
В 500 метрах к западу, в этом же овраге наткнулись на еще один пруд. Этот будет с блэкджеком...
Дальше на запад по дну оврага Широкого я ехать побоялся, потому что когда накануне изучал маршрут не увидел внятных грунтовок. Они растворялись в лугах. Поэтому, как и было запланировано, мы пересекли по дамбе овраг и по хорошей грунтовке поднялись на его южный борт, поросший лесом. Далее дорога пошла вдоль леса, который теперь отделял нас от оврага. Двигаемся в западном направлении.
Внезапно я обратил внимание на росшие в изобилии по краю леса хвойные деревья, не являющиеся соснами.
Сосны там тоже росли, но подальше, в глубине леса. А эти деревья мы не смогли определить. Иголки тонкие, короче чем у сосны и очень мягкие, не колючие. Шишки небольшие, округлой формы. К сожалению, я не догадался сфоткать эти детали крупно.
Но может кто-нибудь в курсе, что это за деревья? Данил предположил, что это лиственница. Очевидно, это искусственные насаждения.
Лес, шедший по правую руку, вдруг резко отступил, образуя что-то типа большого лугового кармана. Нам нужно было свернуть туда, но отворотов вправо пока не попадалось. И только в самом конце кармана обнаружился нужный отворот.
Дорога пересекла луг и вошла в лес. Тут вдоль дороги тоже росли хвойные несосны (но я их не сфотографировал). А еще попалось вот такое загадочное сооружение:
Лесная дорога была слегка заросшая, но без завалов
По обе стороны от дороги густо произрастала смесь крапивы и дикой малины
Мы немного попаслись тут:
К сожалению, лесная дорога оказалась очень короткой - примерно 300 м. И закончилась она забавным тупиком: отвернула от основного направления вправо и сделала что-то вроде небольшого "трамвайного кольца", предлагая нам ехать обратно.
Но наш маршрут проложен прямо. И действительно, обнаруживается отдаленно похожий на дорогу заросший спуск в овраг:
В действительности это даже не дорога, а рытвина, откуда когда-то свозили грунт для дамбы пруда.
Вид назад:
Спуск к дамбе пруда короткий. Доступ на нее нам преградила промоина с почти отвесными стенками и ручейком внизу. Пришлось ее преодолевать.
Пруд оказался небольшим, живописным и вероятно заброшенным. Никаких построек на берегу его мы не заметили.
C другой стороны дамбы обнаружилась уже весьма сносная грунтовочка, уводящая из оврага Широкого с прудом на север.
Так пруд выглядит издали:
Ф
А вот тут написано его название:
- Вроде бы "Олешкин пруд"
Выбравшись из оврага и проехав 2,5 км на север, мы упёрлись в южную оконечность "Леса Тукшум". Здесь проходит широкий грунтовый тракт из Елховки в Березовку (помимо имеющейся асфальтовой дороги, связывающей эти же населенные пункты, но проходящей севернее). Так как нам нужно попасть в Березвку, свернули влево и почти 3 км ехали в поле навстречу крепкому северо-западному ветру. Затем направление тракта сменилось на северное. На этом участке ветер уже не особо мешал.
Немного не доезжая Березовки мы свернули с тракта на луговую дорогу, ведущую наискось к западному концу деревни, где в овраге с крутыми склонами расположился местный пруд:
В Березовке Данилу пришлось купить воды, так как колонок мы тут не увидели, а местных не спрашивали.
Далее наш путь лежит по-прежнему на север к поселку Теплый Стан.
Дорога идет в основном лугами и полями. Рельефа на данном участке нет.
В Теплый стан мы заехали не прямо, а снова с западного конца, предварительно посетив маленький заросший пруд:
Между прочим, в километре от поселка на северо-западе виднелся большой пруд. Даже более крупный, чем Елисеевский, но туда мы уже не поехали, так как это не входило в планы.
На главной улице Теплого Стана нам одна за другой попались две мечети:
А на выезде из села, на его восточном конце был еще один пруд. На этот раз с гусями:
Увидев нас, армада гусей угрожающе галдя двинулась к берегу:
Такого напора мы не ожидали и ударились в бега.
За Теплым Станом мы нашли дорогу в Пролейку. Это оказалась очень хорошая грунтовка. Теперь ветер был в спину и большая часть пути шла под уклон. Поэтому на этом участке мы просто летели.
Пролейка - деревня разделенная глубоким оврагом на две части.
За Пролейкой мы вышли на трассу, на другой стороне которой нешироким фронтом подступил лесной массив. Изначально я предполагал воспользоваться проходящей в недрах этого леса грунтовкой, чтобы по ней скатиться в пойму Кондурчи. Однако эта дорога оказалась сильно заросшей и нужно было придумать вариант объезда леса. Логичнее казалось объехать массив с юга, но мне интереснее казалось проехать вдоль северной границы леса и поискать спуски к пойме оттуда. Так и сделали.
Вдоль опушки леса снова стали встречаться несосны:
Этот участок дороги бугристый, заросший. Ехать тяжеловато.
Проехав вдоль леса почти 2 км от трассы, мы свернули вправо на малозаметную грунтовку, заходящую в лес. Проезд оказался хорошим, лесной массив в этом месте тонкий - по лесу проехали всего 400 м и оказались на земляничных лугах плавно спускающихся на юг к пойме Кондурчи.
По травянистой грунтовке мы скатывались к пойменным лугам:
Слева открылся вид на маячившую на горизонте возвышенность - плоский холм с крутыми склонами, поросший сверху лесом.
Карта подсказала, что это некая "Зелёная гора". Появилось желание ее посетить, хотя в план маршрута она не входила.
Спустились на пойменные луга:
Здесь мы нашли грунтовку, идущую вдоль угора на северо-восток.
Дорога вскоре стала очень хорошей:
Проехали мимо кондурчинской старицы:
Затем луг расширился и превратился в засеянное чем-то злачным поле:
Вид через злачное поле в сторону Зеленой Горы:
Дорога продолжает тянуться под угором:
Вид назад:
В конце концов, основная дорога поднялась на угор и вскоре мы проехали Красное Поселение. Там не надолго вышли на асфальт, чтобы переехать по мосту р. Кондурчу.
Сразу за мостом - поселок Нижняя Кондурча. Тут мы заехали в магазин, так как у Данила ничего было для обеда, а время уже 2 часа.
Затем мы свернули на первом же приличном грунтовом отвороте направо после моста через Кондурчу.
Дорога пошла на юг лугами. Немного отъехав, остановились минут на 20 пообедать.
Через 5 километров мы подъехали к поселку Тукшум (Кульмановка). Можно было проехать через поселок дальше на юг, как было запланировано, но я уговорил Данила изменить маршрут - прокатиться на Зелёную Гору, которая отсюда казалась уже довольно близкой. Как раз в сторону горы уходила одна из грунтовок. По прямой до нее было около 5 км.
Сначала это была хорошая наезженная дорога, но потом она взяла к югу, а на восток к Зеленой горе пошла уже травянистая грунтовка похуже:
Слева тянулся еще один длинный лысый холм:
Дорога к горе шла с плавным набором высоты:
Так как у Данила это первый в сезоне серьезный выезд, ему пришлось нелегко.
И вот уже гора совсем рядом:
Дорога не поднимается на самый ее верх к лесу, а проходит чуть ниже кромки леса по левой ее стороне.
Виды со склонов Зеленой Горы открываются очень своеобразные:
Поражает пустынность и нетронутость степи человеком в значительном радиусе от горы. В северном направлении вблизи горы не наблюдается ни населенных пунктов, ни дорог, ни столбов, ни обрабатываемых полей, ни лесополос.
Только оглянувшись назад, еще можно увидеть следы цивилизации:
И всё-таки, если приглядеться, далеко на севере просмативается населенка.
Вид на северо-запад:
Зеленая Гора - памятник природы регионального значения:
Надо бы сфоткаться в этом месте:
Дорога по волнистым склонам горы идет на восток. Тут уже к ней подходят возделываемые поля.
Наконец, грунтовка привела нас к пустынному шоссе, по которому мы, объезжая гору с востока и юга, взяли курс прямиком на Елховку:
Вид на запад. До Елховки - 9 км:
Ветер был весьма сильный, но если в первой половине дня он был северо-западный, то теперь стал почти северным. Поэтому на данном отрезке пути он являлся боковым. На скорости то и дело сносило с обочины на трассу.
Если с дороги посмотреть налево, то в 6 км на южном направлении можно увидеть водоемы Чесноковского рыбхоза:
Вот уже Елховка:
И в заключение, на въезде в поселок второй раз за сегодня пересекаем по мосту р. Кондурчу:
Примерно в половине пятого мы были около оставленной на парковке машины.
Как я уже писал, пробег получился 92 км. Хотелось бы отметить, что при составлении маршрута, я тяготел к более лесистым местам, расположенным к западу от Елховки. Однако, вынужден признать, что интереснее и необычнее оказались степные районы на востоке, по которым мы катали во второй половине дня.