На выходные ожидались солнечные сухие деньки, и я подумал - а не скататься ли куда-нибудь? Самарцы в субботу собирались в пешку в карьер Маштакова, и я подумал что это неплохая цель для поездки.
Сколько бы людей не собиралось, на старте в 6 утра нас было четверо: я, Витек, Александр и Андрей.
Я слишком стар чтобы ездить по М5, так что путь через плотину прошел в формате "ни метра по трассе". Ночной загар при этом ложился хорошо.
Главное было успеть к 8 утра в Моркваши - встретить на горе появление над горизонтом самой яркой звезды класса G2V, которое ожидалось сегодня.
Солнце уже близко...
Вот мы и около оленя. Пошли групповые и сольные фотки.
Стали осваивать элементы джигитовки.
В ожидании солнца решили подняться повыше.
Вот и первые лучи восходящего солнца осветили далекий Тольятти.
Лучи облизали и гору с телевышкой. Только до нас еще не добрались.
...ну вот, наконец, и оно!
Делаем заключительное фото этапа и катим по дороге с горы.
В Морквашах лежал туман.
Спустившись вниз, мы прощаемся с Андреем и Александром - они решили возвращаться домой. А мы с Витьком покатили дальше. Мы еще не знали тогда, что попрощались мы заодно и с месяцем - больше его в тот день мы не видели, после наступления темноты он просто не взошел.
Свежий встречный ветер хорошо охлаждал, термометр на заправке показал -5 градусов - синоптики как всегда не угадали.
Мы ехали навстречу яркому солнцу по залитому светом асфальту и чувствовали себя как будто провалились в лето, очень холодное лето.
После Соснового Солонца мы наконец-то свернули на грунт. В полях он был выше всякий похвал - ровный и промороженный до каменного состояния.
Хотя тут не все лужи промерзали насквозь.
Проехали через Аскулы, и тут в леске неподалеку услышали рев бензопилы. Лесники или браконьеры - встречаться и с теми и другими желания не было.
Но обошлось.
Ну вот дорога привела нас в лес и.... лето кончилось, сразу и бесповоротно. Наступила ранняя зима.
Самое неприятное было в том, что не все колеи являлись более менее гладкими. Здесь была осенью "зона особого гряземеса", и как грязь была, так и закаменела. Кое-где приходилось идти пешком. Постоянно казалось, что едешь по льду и вот-вот навернешься. Но обходилось.
На встречающихся участках поля было хорошо видно, что зима присутствовала только в густой тени от любых предметов.
Вот и так называемый "Овраг с односторонним движением". Противоположный склон такой крутизны, что машины здесь могут ехать только нам навстречу. Мы карабкались пешком и то с остановками.
И зачем Витек крылья нацепил? Это из под них, похоже, те комки грязи сыпались, на которые я постоянно натыкался.
Наконец мы выехали в Винновский овраг. Он пользуется популярность у автомобилистов и по нашим расчетам, должен быть хорошо укатан. Но на перекрестке нас встретила розовая птица Обломинго. Если дорога и была для кого-то укатана, то только для танков и тракторов - не для нас.
Судя по следам, осенью тут было весело - грузовики ползали на брюхе.
То, что овраг идет на юг, со временем стало чувствоваться - верхний слой грязи стал оттаивать и мы этому совсем не обрадовались.
Но в любом теньке и изгибе дороги по прежнему царило царство льда и даже целых ледяных озер.
Мы все больше теряли время на объезды и пешие перелазы сложных участков. Но, наконец, склоны оврага раздались в стороны и грунтовка стала гладкой.
Покинув овраг, мы по зеленеющим полям поехали к виднеющемуся на востоке хребту.
НА его вершине находилась неплохая обзорная точка. На юго-западе при желании можно было увидеть сеть блестящих на солнце проток.
Ну а на юго-востоке виднелась цель нашей поездки - карьер на склоне горы.
Грунтовка кончилась у ворот брошенной турбазы с экзотическим названием "Горная поляна".
Нам было лень идти сразу по азимуту, и сначала мы проехали на восток вдоль вскопанной противопожарной канавы.
Это была в итоге неудачная мысль стразу по трем причинам:
- канава увела нас не на восток а на северо-восток,
- начался такой подлесок что мы проехали гораздо дальше чем планировали в надежде что он "вот-вот кончится",
- по пути продираться пришлось через густые колючие кусты.
В итоге шипом от них я и проколол покрышку. Колючка застряла так сильно, что мне пришлось чуть ли не зубами её оттуда выковыривать.
Пришлось чуть вернуться назад и пешком идти в нужном направлении.
Почти сразу уперлись мы в большой и глубокий овраг, и стали спускаться в него.
Возможно, это даже следы какой-то пробной выработки и мы на верном пути.
Для того чтобы карабкаться вверх, склон был слишком крутой и мы пошли на юг в поисках более пологого склона. Наткнулись на свежие следы - кто-то группа человек тоже шла по дну оврага. Вот и удобное место для подъема- склон чуть менее крутой у русла бокового ручья, спадающего в основной овраг. И мы стали лезть вверх, прямо по следам наших предшественников.
Так мы и вылезли к началу карьера - древней горной дороге, что когда-то еще до революции была проложена здесь.
В значительных объемах, разработка гипса и ангидрита, началась давно. В связи с их широким
распространением на Самарской Луке и по берегам реки Сок. На кустарных заводах, из гипсового камня получали до 50 тыс.т алебастра в год. На одном гипсовом месторождении «Горняк», известном с 1856г., самарский предприниматель Маштаков (владелец кирпичного завода в Самаре, а так же других промышленных объектов), добывал в год до 4 тыс.т. В 1904 году, на берегу волги, им был построен алебастровый завод. У местных звался мельницей. Гипс ломался особый - тонкозернистый мраморовидный, очень плотный, необычной белизны. Гипс залегал в виде штока и линз, толщина которых изменялась от 6.0 до 10.6 метров. В советское после революционное время, в этих каменоломнях промышляла артель "Горняк". Здесь добывалась прочнейшая разновидность гипса - голубой ангидрит. Известный еще как "Жигулевский мрамор". Он хорошо поддается обработке и распиловке на плиты. Месторождение было законсервировано в 1960г.
В самом карьере мы по следам идти перестали, т.к. смысла не было - то ли группа стала бегать петлями и кругами, то ли их было несколько.
Вот и первая "чаша".
Повсюду начинают встречаться гипсовые валуны.
Передавая друг другу велосипеды, лезем вверх. На этой террасе ожидает нас разработка помасштабнее. Вниательно её осматриваем.
Местный гипс очень легко покрывается сетью трещин и чем-то напоминает мрамор.
Камни просто крошились в песок руками.
Едем в следующую чашу. Здесь геологические выходы поинтереснее.
Красивый красный гипс.
И тоже с прожилками в виде "мрамора".
Нашли небольшую пещеру.
На дороге, выводящей из "чаши" нашли таки древние тележки.
Дореволюционные, клепанные. А это, зачастую, получше сварки будет.
Карьерные рельсы, по которым ходили эти вагонетки.
Остатки костра, еще горячие. Похоже, группа "Медиум" самарцев была здесь не так давно. Наверное, это по их следам мы частично шли.
По карьерной дороге идем к Волге. Часто встречаются полностью заросшие чаши старых выработок. Древняя грунтовка, заросшая диким чапыжником, выводит нас на обрывистый берег.
Острова густо заселены рыбаками. Вдали можно разглядеть то ли Новокуйбышевск, то ли Чапаевск.
Самарцы ушли дальше по дороге, а мы решили спуститься к берегу - идти по камням всяко проще чем ломиться через лес к дороге.
А вот и берег, вода удивительно чистая. Где-то там вдали на востоке находится Шелехметь и хрустит кустами самарская группа.
А нам же предстоит путь на запад, в сторону заходящего солнца.
Натыкаемся на такую вот легкую, плетеную пляжную беседку. Откуда здесь песок, спросите вы? Да баржей к турбазе привезли и всех делов. Только вот разровнять не удосужились - горка видна на заднем плане.
Подъем на лестнице к турбазе не дал заскучать - повсюду отсутствовали прогнившие деревянные доски на ступеньках, и сам железный каркас проржавел давно.
Перевал через хребет осуществляли уже с фонарями.
А вот и Винновский залив.
Красиво подсвеченная церковь. Последнее фото что я сделал в этот день. В процессе съемки от холода отключается аккумулятор, полный на 2/3. Не зря, не зря все-же вожу с собой запасной.
Выбрались на асфальт и покатили по нему домой. Температура за бортом -6 градусов. Местами от ветра подмерзаем и заделываем обнаруженные бреши. Вокруг кромешная тьма, освещаемая только тусклым светом звезд на чистом небосводе. Месяца за всю нашу дорогу на небе не показалось - загадка прямо. В Сосновом Солонце обошли все магазины пока нашли вкусняшки по душе. В районе Александровки асфальт в лесу был густо покрыт льдом - сюрприз для нешипованных водителей.
Общий пробег, в итоге, 140 км с копейками. Средняя скорость 15 с чем-то км/ч. Вот такой вот мегаматрас.
Жалко, полностью карьер не облазили, но это даже хорошо - интересно будет еще не раз его навестить.
Сколько бы людей не собиралось, на старте в 6 утра нас было четверо: я, Витек, Александр и Андрей.
Я слишком стар чтобы ездить по М5, так что путь через плотину прошел в формате "ни метра по трассе". Ночной загар при этом ложился хорошо.
Главное было успеть к 8 утра в Моркваши - встретить на горе появление над горизонтом самой яркой звезды класса G2V, которое ожидалось сегодня.
Солнце уже близко...
Вот мы и около оленя. Пошли групповые и сольные фотки.
Стали осваивать элементы джигитовки.
В ожидании солнца решили подняться повыше.
Вот и первые лучи восходящего солнца осветили далекий Тольятти.
Лучи облизали и гору с телевышкой. Только до нас еще не добрались.
...ну вот, наконец, и оно!
Делаем заключительное фото этапа и катим по дороге с горы.
В Морквашах лежал туман.
Спустившись вниз, мы прощаемся с Андреем и Александром - они решили возвращаться домой. А мы с Витьком покатили дальше. Мы еще не знали тогда, что попрощались мы заодно и с месяцем - больше его в тот день мы не видели, после наступления темноты он просто не взошел.
Свежий встречный ветер хорошо охлаждал, термометр на заправке показал -5 градусов - синоптики как всегда не угадали.
Мы ехали навстречу яркому солнцу по залитому светом асфальту и чувствовали себя как будто провалились в лето, очень холодное лето.
После Соснового Солонца мы наконец-то свернули на грунт. В полях он был выше всякий похвал - ровный и промороженный до каменного состояния.
Хотя тут не все лужи промерзали насквозь.
Проехали через Аскулы, и тут в леске неподалеку услышали рев бензопилы. Лесники или браконьеры - встречаться и с теми и другими желания не было.
Но обошлось.
Ну вот дорога привела нас в лес и.... лето кончилось, сразу и бесповоротно. Наступила ранняя зима.
Самое неприятное было в том, что не все колеи являлись более менее гладкими. Здесь была осенью "зона особого гряземеса", и как грязь была, так и закаменела. Кое-где приходилось идти пешком. Постоянно казалось, что едешь по льду и вот-вот навернешься. Но обходилось.
На встречающихся участках поля было хорошо видно, что зима присутствовала только в густой тени от любых предметов.
Вот и так называемый "Овраг с односторонним движением". Противоположный склон такой крутизны, что машины здесь могут ехать только нам навстречу. Мы карабкались пешком и то с остановками.
И зачем Витек крылья нацепил? Это из под них, похоже, те комки грязи сыпались, на которые я постоянно натыкался.
Наконец мы выехали в Винновский овраг. Он пользуется популярность у автомобилистов и по нашим расчетам, должен быть хорошо укатан. Но на перекрестке нас встретила розовая птица Обломинго. Если дорога и была для кого-то укатана, то только для танков и тракторов - не для нас.
Судя по следам, осенью тут было весело - грузовики ползали на брюхе.
То, что овраг идет на юг, со временем стало чувствоваться - верхний слой грязи стал оттаивать и мы этому совсем не обрадовались.
Но в любом теньке и изгибе дороги по прежнему царило царство льда и даже целых ледяных озер.
Мы все больше теряли время на объезды и пешие перелазы сложных участков. Но, наконец, склоны оврага раздались в стороны и грунтовка стала гладкой.
Покинув овраг, мы по зеленеющим полям поехали к виднеющемуся на востоке хребту.
НА его вершине находилась неплохая обзорная точка. На юго-западе при желании можно было увидеть сеть блестящих на солнце проток.
Ну а на юго-востоке виднелась цель нашей поездки - карьер на склоне горы.
Грунтовка кончилась у ворот брошенной турбазы с экзотическим названием "Горная поляна".
Нам было лень идти сразу по азимуту, и сначала мы проехали на восток вдоль вскопанной противопожарной канавы.
Это была в итоге неудачная мысль стразу по трем причинам:
- канава увела нас не на восток а на северо-восток,
- начался такой подлесок что мы проехали гораздо дальше чем планировали в надежде что он "вот-вот кончится",
- по пути продираться пришлось через густые колючие кусты.
В итоге шипом от них я и проколол покрышку. Колючка застряла так сильно, что мне пришлось чуть ли не зубами её оттуда выковыривать.
Пришлось чуть вернуться назад и пешком идти в нужном направлении.
Почти сразу уперлись мы в большой и глубокий овраг, и стали спускаться в него.
Возможно, это даже следы какой-то пробной выработки и мы на верном пути.
Для того чтобы карабкаться вверх, склон был слишком крутой и мы пошли на юг в поисках более пологого склона. Наткнулись на свежие следы - кто-то группа человек тоже шла по дну оврага. Вот и удобное место для подъема- склон чуть менее крутой у русла бокового ручья, спадающего в основной овраг. И мы стали лезть вверх, прямо по следам наших предшественников.
Так мы и вылезли к началу карьера - древней горной дороге, что когда-то еще до революции была проложена здесь.
В значительных объемах, разработка гипса и ангидрита, началась давно. В связи с их широким
распространением на Самарской Луке и по берегам реки Сок. На кустарных заводах, из гипсового камня получали до 50 тыс.т алебастра в год. На одном гипсовом месторождении «Горняк», известном с 1856г., самарский предприниматель Маштаков (владелец кирпичного завода в Самаре, а так же других промышленных объектов), добывал в год до 4 тыс.т. В 1904 году, на берегу волги, им был построен алебастровый завод. У местных звался мельницей. Гипс ломался особый - тонкозернистый мраморовидный, очень плотный, необычной белизны. Гипс залегал в виде штока и линз, толщина которых изменялась от 6.0 до 10.6 метров. В советское после революционное время, в этих каменоломнях промышляла артель "Горняк". Здесь добывалась прочнейшая разновидность гипса - голубой ангидрит. Известный еще как "Жигулевский мрамор". Он хорошо поддается обработке и распиловке на плиты. Месторождение было законсервировано в 1960г.
В самом карьере мы по следам идти перестали, т.к. смысла не было - то ли группа стала бегать петлями и кругами, то ли их было несколько.
Вот и первая "чаша".
Повсюду начинают встречаться гипсовые валуны.
Передавая друг другу велосипеды, лезем вверх. На этой террасе ожидает нас разработка помасштабнее. Вниательно её осматриваем.
Местный гипс очень легко покрывается сетью трещин и чем-то напоминает мрамор.
Камни просто крошились в песок руками.
Едем в следующую чашу. Здесь геологические выходы поинтереснее.
Красивый красный гипс.
И тоже с прожилками в виде "мрамора".
Нашли небольшую пещеру.
На дороге, выводящей из "чаши" нашли таки древние тележки.
Дореволюционные, клепанные. А это, зачастую, получше сварки будет.
Карьерные рельсы, по которым ходили эти вагонетки.
Остатки костра, еще горячие. Похоже, группа "Медиум" самарцев была здесь не так давно. Наверное, это по их следам мы частично шли.
По карьерной дороге идем к Волге. Часто встречаются полностью заросшие чаши старых выработок. Древняя грунтовка, заросшая диким чапыжником, выводит нас на обрывистый берег.
Острова густо заселены рыбаками. Вдали можно разглядеть то ли Новокуйбышевск, то ли Чапаевск.
Самарцы ушли дальше по дороге, а мы решили спуститься к берегу - идти по камням всяко проще чем ломиться через лес к дороге.
А вот и берег, вода удивительно чистая. Где-то там вдали на востоке находится Шелехметь и хрустит кустами самарская группа.
А нам же предстоит путь на запад, в сторону заходящего солнца.
Натыкаемся на такую вот легкую, плетеную пляжную беседку. Откуда здесь песок, спросите вы? Да баржей к турбазе привезли и всех делов. Только вот разровнять не удосужились - горка видна на заднем плане.
Подъем на лестнице к турбазе не дал заскучать - повсюду отсутствовали прогнившие деревянные доски на ступеньках, и сам железный каркас проржавел давно.
Перевал через хребет осуществляли уже с фонарями.
А вот и Винновский залив.
Красиво подсвеченная церковь. Последнее фото что я сделал в этот день. В процессе съемки от холода отключается аккумулятор, полный на 2/3. Не зря, не зря все-же вожу с собой запасной.
Выбрались на асфальт и покатили по нему домой. Температура за бортом -6 градусов. Местами от ветра подмерзаем и заделываем обнаруженные бреши. Вокруг кромешная тьма, освещаемая только тусклым светом звезд на чистом небосводе. Месяца за всю нашу дорогу на небе не показалось - загадка прямо. В Сосновом Солонце обошли все магазины пока нашли вкусняшки по душе. В районе Александровки асфальт в лесу был густо покрыт льдом - сюрприз для нешипованных водителей.
Общий пробег, в итоге, 140 км с копейками. Средняя скорость 15 с чем-то км/ч. Вот такой вот мегаматрас.
Жалко, полностью карьер не облазили, но это даже хорошо - интересно будет еще не раз его навестить.